Архангел Гавриил: Стратегии самовыражения в духовной сфере


Архангел Гавриил: Здравствуй, дорогая. Светлые учителя хотели бы немного поддержать тебя и людей, которые доверяют твоему каналу. Но у нас всего один день прямой связи, чтобы ты приняла беседу. Так что будем краткими, хотя тема сегодня сложная. Поэтому все, что не успеем обсудить, будет вам для самостоятельных размышлений.

Итак, давай сразу дадим схему, на основании которой мы сегодня выстроим беседу.

 

Схема: Стратегии самовыражения в духовной сфере


Возьмем две полярности, присущие человеческому разуму, и сформируем из них оси координат:

1) смирение – гордыня

2) милосердие – безжалостность

Точки, находящиеся прямо на осях  – достаточно редкое, практически не существующее в жизни явление. В любом человеке всегда есть пускай и незначительный, но все же перевес в пользу какого-то качества. Абсолютный баланс 50/50 – это такая точка, в которой человек будет крайне нерешительным, потому что его внутренние весы окажутся неспособными перевесить в одну из сторон.

Результатом самовыражения является выразительность. Чтобы достичь выразительности, человек должен себя как-то проявлять: через слова, через поступки. Невозможно себя проявить, молчаливо сидя на диване. Поэтому вне зависимости от того, какая черта в человеке представлена более ярко – строгость или доброта – любая из них помогает ему принимать решения в сложных ситуациях, когда бесконечные сомнения бывают губительными. Поэтому человек с перевесом в любую из сторон будет более решительным, соответственно и более выразительным.

Выразительность – это умение убедительно проявлять себя, в первую очередь в обществе. Разумеется, можно говорить и про самовыражение, когда человек находится наедине с самим собой. Но мы все же рассматриваем сейчас выразительность как проявление человека в социуме. Из собственных проявлений человек формирует стратегии, которые выстраиваются на основании присущих ему свойств.

Если человек последовательно выбирает в своем поведении такое качество как доброта, он со временем может достичь максимально яркого самовыражения, достигнув высшей точки – милосердия.

Если человек склонен последовательно выбирать строгость, он в итоге может выйти в ее крайнюю точку – безжалостность.

Если человек в жизненных ситуациях остается неизменно терпеливым, он постепенно достигает смирения.

Если человек уделяет слишком много внимания своему достоинству, он со временем может достичь максимальной точки – гордыни.

Каждый человек, выражающий себя в духовной сфере, имеет свои собственные значения этих четырех свойств. Каждый выстраивает свои уникальные стратегии самовыражения. Большинство из этих стратегий не имеют какого-то конкретного названия. И если разместить показатели большинства людей на этих осях координат, их точки будут расположены ближе к центру, то есть их качества будут далеки от радикальных проявлений.

В таком отсутствии радикальности есть множество положительных моментов, потому что небольшой дисбаланс – это акцент, более серьезный дисбаланс – это яркое свойство, а значительные дисбалансы – это уже резкость, и такими состояниями крайне сложно управлять. Это уже можно сравнить с профессиональным спортом, когда нужен основательный и последовательный подход к делу, иначе можно причинить самому себе серьезный вред.

На нашей схеме есть белый прямоугольник. Это область значений, которую светлые учителя могут рекомендовать, как благоприятные варианты стратегий для человека, стремящегося к конструктивному образу жизни, стремящегося к новой степени единства. Как видите, эта область находится ближе к центру схемы, в верхней половине, и не включает крайности, поскольку, когда ходишь по краю, высоки риски больно упасть. Стратегии из нижней половины схемы популярны среди людей, но содержат риски заиграться со своими темными проявлениями и осесть в развитии.

Теперь мы рассмотрим четыре радикальных стратегии самовыражения человека в духовной сфере, которые находятся как раз по краям нашей схемы. Люди, избравшие такие стратегии, очень выразительны, запоминаются, бросаются в глаза и часто становятся персонажами известных историй, переживающих их самих. Такие люди в жизни встречаются весьма редко, но за счет яркой проявленности их свойств нам будет проще всего разобраться в теме.

Чтобы не усложнять, воспользуемся примерами в основном из христианства. Но эти стратегии относительно универсальны и так же могут проявляться у последователей других духовных систем.

1) Мученик. Стратегия реализуется путем достижения максимального смирения и милосердия. Как говорил Иисус: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». То есть человек идет путем гашения конфликта, на зло отвечает добром.

Давай подберем цитату.

«Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев, а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих». (Иоанн Кронштадтский)

Итак, мученик защищает веру внутри собственного сердца и по возможности в сердцах окружающих, загораживая ее собой, терпя унижения и побои врагов, но никогда не отвечает злом на зло. На Земле стратегия мученика – это тяжелый путь, который часто заканчивается насильственной смертью адепта от рук зла.

2) Аскет, он же воин духа. Стратегия реализуется путем достижения максимальной безжалостности и смирения. Безжалостность направлена на изъяны самого адепта и окружающих его людей. Аскет считает, что человеческие недостатки мешают становлению крепкой веры. Смирение достигается перед высшей Силой, которая ведет аскета, и перед его собственной судьбой.

Аскет – очень неудобная в выстраивании стратегия, поскольку сам по себе баланс безжалостности и смирения достаточно парадоксален.

Аскет защищает веру в собственном сердце и в сердцах окружающих. В случае активных нападок на его веру, способен дать сдачи. Но не из раздражения, не из мстительности, а строго в пределах защиты, если мирные средства он оценил как неэффективные. Аскет суров, прям и неудобен. Его безжалостность оправдана лишь до тех пор, пока он до крайности смиренен перед высшей Силой и собственной судьбой. Перегибы и пристрастность способны причинять вред его душе и душам окружающих.

Если аскета обозвать грязными словами, он стерпит оскорбление. Его не волнует, что люди думают о его личных свойствах. Он и сам себя никогда не жалеет, считает более надежным придерживаться о себе невысокого мнения – так ему удобней зорко следить за своими изъянами. Но когда начинаются гонения на его веру, аскет не терпит ничего. Он начинает действовать смело, иногда даже готов отдать жизнь, чтобы ее защитить.

Цитата.

«Всякий человек находится более или менее в состоянии греховного расслабления. Как нестерпима в них эта болезненная, ложная уверенность, что они совершенно здоровы и не имеют надобности во враче!» (Иоанн Кронштадтский)

Итак, аскет (воин духа) бесконечно устремлен лечить несовершенство в себе и в других, мешающее идти путем веры.

Мы рассмотрели две радикальных стратегии конструктивного спектра. Две других уже идут по деструктиву.

3) Каратель. Стратегия реализуется путем достижения максимальной безжалостности и гордыни. Она уже приемлет активное насилие. Каратель считает, что имеет право во имя своих духовных убеждений наказывать и лить чужую кровь.

Исторические примеры: духовенство, инициировавшее крестовые походы, рыцари-крестоносцы, «святая инквизиция». Современный пример: исламский терроризм.

Главная проблема карателей и менее радикальных желающих навязать окружающим свою духовную картину мира в том, что они ложно считают себя аскетами (воинами духа). Так проявляется их духовная слепота. Считая, что они смиренны и выполняют волю Силы, олицетворяющей добро и справедливость, они на самом деле сеют зло и ведомы дьяволом.

4) Благодетель-лицемер. Стратегия реализуется путем достижения максимального милосердия и гордыни.

Цитаты.

«Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою». (От Матфея 6: 2, 5)

«Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах – сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». (От Луки 20: 46-47)

«Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!»

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их». (От Матфея 23: 24-26)

Цитат много, потому что стратегия благодетеля-лицемера разной степени выраженности очень распространена и имеет много характерных проявлений.

Итак, благодетель-лицемер делает красивые жесты напоказ. Когда Иисус говорит «они уже получают награду свою», он имеет в виду, что через лицемерие связь с божественным установить нельзя. Это взаимодействие сугубо уровня «человек – человек (общество)». А связь человека с высшей Силой должна выстаиваться исключительно на искренности.

Благодетель-лицемер любит публичное признание своей доброты и щедрости, с удовольствием принимает комплименты, даже напрашивается на них.

Если речь идет о богатых меценатах, жертвующих деньги на благотворительность или церковь, часто оказывается, что они приобрели свое богатство путем отъема ресурсов у других людей. И даже если попытки сформировать хорошую репутацию для благодетеля-лицемера в обществе успешны, высшая Сила таких мелких жестов не принимает. Поскольку величина дисбаланса на уровне энергообмена у таких благодетелей велика. И все это выглядит так, будто у людей отняли мешок зерна, а вернули назад стакан, да еще и ожидают похвалы за проявленную щедрость.

Иисус неспроста упоминает слепоту. Поскольку стратегия благодетеля-лицемера строится на гордыне (зачастую неосознаваемой), человек оказывается слишком далек от связей с божественным. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на нашу схему: максимальная связь со светлыми Силами достигается в ее верхних областях, а точка, соответствующая стратегии благодетеля-лицемера, находится в самом низу.

Как итог, благодетель-лицемер, не смотря на возможную щедрость своих жестов, ублажает через свои действия в конечном счете лишь себя самого, руководствуясь или самолюбованием или желанием получить общественную похвалу. Вопрос лишь в том, осознает он свое поведение или сам себя обманывает.

Так же между этими четырьмя стратегиями существуют нежелательные транзиты. Рассмотрим два основных: когда в результате слома мученик может сменить свою стратегию на карателя, а аскет – на благодетеля-лицемера.

Мученика может сломать гнев. Если нажим врагов на мученика высок, а он не защищается и сносит всю направленную в свой адрес несправедливость, в его ведущей стратегии может случиться слом. Компенсирующей стратегией иногда становится каратель. Но, поскольку, у бывшего мученика не освоена ни гордость, ни безжалостность, он, скорее всего, начнет мстить врагам из острой обиды в попытках отстоять справедливость.

Аскета может сломать страх. Его безжалостность как острая плеть может вредить окружающим. Если причиненный кому-либо ущерб оказался велик, у аскета может случиться слом. Тогда возможна смена стратегии на благодетеля-лицемера. Например, из сурового старца превратиться в мягкого дедушку из-за страха и дальше применять безжалостность. Но поскольку у бывшего аскета не освоена ни гордость, ни милосердие, он не чувствует себя в новой стратегии уверенно, просто он не может продолжать использовать свою стратегию аскета (воина духа).

Таких транзитов надо избегать, потому что новые стратегии после слома уже неполноценны и скорее выступают способом хоть как-то выровнять психику адепта. И в целом не стоит ходить по самому краю, лучше держаться ближе к центру нашей схемы.

Мы вкратце разобрали сегодняшнюю тему. Напоследок я бы хотел обсудить вопрос болезненный для многих людей, идущих путем духовности. Но все же вопрос важный: он касается серьезной ловушки дьявола, которую люди не замечают и не опознают как ловушку, поэтому легко в нее могут вступить. Я говорю о неискренности в среде духовных искателей, когда они пытаются себя презентовать среди единомышленников в более выгодном свете, чем они есть на самом деле.

Иногда в духовных сообществах возникает соревновательность, когда каждый хочет выглядеть достойно и показывать окружающим свои успехи. Но успехи есть не всегда, периоды в духовных поисках у человека бывают в том числе и неблагоприятные. Это может ранить, тогда возникает соблазн свои достижения придумать. Происходит своего рода психологическая компенсация: вместо реальных наработок появляются надуманные, чтобы держать лицо перед другими искателями; вместо осознания собственной проблемы человек говорит окружающим «у меня все прекрасно» столько раз, что уже и сам начинает в это верить.  

В таком случае вместо наработки реальных добродетелей, основанных на прямоте и искренности, человек может заниматься развитием собственного артистизма в духовной области. Чтобы погасить собственные сомнения, он может начать подчеркнуто ярко и уверенно самовыражаться. Чтобы компенсировать отсутствие крепкой последовательной веры, человек начинает ее изображать, чтобы выглядеть перед окружающими достойно.

На самом деле артистизм – это полноценный способ выражения красоты души. Поэтому я сейчас говорю о частном случае, когда артистизм выступает прикрытием внутренней нехватки выразительности. Когда человек свои проявления искренне не чувствует, не проживает, а изображает.

Когда вместо развития в себе подлинной добродетели человек смещает свои усилия на артистизм, происходит очень изящная, но коварная подмена понятий. Эта ловушка не угрожает разве что одинокому пещерному отшельнику – поскольку он один на один с Богом, ему просто не перед кем играть, а Бога не обманешь. Остальным я предлагаю всерьез обдумать данную проблему, поскольку в эпоху торжества индивидуализма она стала действительно распространенной.

Любое утверждение, сказанное при свидетелях, сказано перед Богом. Поэтому всему заявленному о себе надо следовать. Так делают далеко не все. Бывает так, что заявляют, обещают, а когда доходит до подтверждения реальными поступками – раз и нырнули в кусты от собственных утверждений. И вот висят все эти пустые заявления, сказанные перед Богом, вокруг человека как рой насекомых и тихо жужжат ему: «лгунишка».  

Поэтому о всем, в чем не уверен, лучше молчать. А всему, что перед людьми сказано, надо следовать. Иначе, чтобы не числился за человеком обман, придется при тех же людях честно сообщать о своей неправоте. Как правило, таким человеку заниматься невыносимо, это слишком бьет по его самолюбию. Поэтому лучше сразу выбирать варианты самовыражения, основанные на прямоте и скромности. Такие стратегии не бывают проигрышными, и всегда приносят стабильные и значимые для развития души плоды.

Влияние темных структур сейчас на Землю велико, каждый из вас проходит свои уроки и испытания, поэтому надо уделить особое внимание своим внутренним процессам. Безусловно, человек – существо социальное, ему хочется нравиться другим, но это желание не должно застилать ему глаза. Я предлагаю сейчас каждому уделить внимание в первую очередь своим внутренним процессам. Создать для начала хотя бы внутри себя «пространство искренности», в котором человек смог бы честно и беспристрастно рассмотреть каждое свое проявление, каким бы оно ему ни казалось – положительным или отрицательным.

Многие негативные свойства имеют над человеком власть только потому, что спрятаны в тени, потому что человек их скрывает от самого себя. Иногда бывает достаточно просто пролить свет на эти тени, отбрасываемые душой, чтобы стать свободными от их пагубного влияния. Если же тени настырны, возможно, не помешает временно взять на вооружение стратегию умеренной аскезы и проявить к себе немного строгости.

Я бы хотел напомнить всем, кто стремится к свету, что любая светлая душа очень требовательна к самой себе, к своей внутренней чистоте. Таким образом реализуется принцип построения чистых миров: каждый вкладывает в свое сообщество самое лучшее, самое искреннее из своей внутренней ясности.

 

Я, Архангел Гавриил, благодарю всех за это взаимодействие.

Желаю всем стойкости и мудрости.




Все книги автора можно скачать бесплатно на официальной веб-странице ino.zero7even.com